Родина — одна. Хорошей или плохой мы делаем её сами.
 
 
 
 
e-mail: zakaz@delokrat.org
Ленинград: 8-952-207-4809
Регионы: 8-905-250-4192
(пусто)
 
Каталог
Случайные товары
Новости
Статьи

Сопоставляя жизнь и смерть различных людей, нельзя не прийти к заключению, что вся жизнь человека, все его поведение и даже старение определяются его интеллектом, то есть центральной нервной системой. Чем лучше развит его мозг, тем совершеннее идут процессы внутри организма, тем дольше они сохраняют ту гармонию, которая заложена природой в самом существовании человека.

Лидерство СССР практически во всех отраслях не вызывал сомнений ни у кого, даже у самых заклятых недругов. Бесспорно, это стало одной из причин развала великой страны.
О достижениях советской страны можно посмотреть в книге И. Калабекова «СССР и страны мира в цифрах» или на сайтах, имеющих отношение к истории Советского Союза. Мы же приведем далеко не полный перечень советских достижений, но и этого вполне достаточно для того, чтобы гордиться страной, в которой жили наши родители, дедушки и бабушки, а может, даже и некоторые из нас, читающих эту книгу.

Сегодня учить руководителей предприятий управлять своими компаниями — это очень большой и доходный бизнес не только в России, но и во всем мире. Причем этот бизнес состоит из платных консультаций «специалистов по управлению» — как управлять предприятием, включая разработку для этого предприятия модных «систем управления». А также из регулярных лекций для сотрудников компаний, посвященных этому самому «эффективному управлению». Само собой, что учат наших руководителей управлять предприятиями «по-американски», и самые крупные умельцы в области управления тоже, как вы понимаете, американские профессора и «ученые».

(1868–1936)

Горький Максим (Алексей Максимович Пешков)
 Горький Максим (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне г. Горький, — 18.6.1936, Горки, под Москвой] - русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы.

 Отец Горького — столяр-краснодеревец М. С. Пешков, мать — В. В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Горький подростком начал тяжёлую жизнь «в людях». Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. Участвовал в нелегальных народнических кружках, вёл пропаганду среди рабочих и крестьян. После ареста в 1889 находился под надзором полиции. В 1888—89 и 1891—92 странствовал по России.

 12 сентября 1892 опубликовал первый рассказ — «Макар Чудра». Войти в литературу Горькому помог В. Г. Короленко. В очерках и фельетонах 90-х гг. Горький бичевал «хозяев жизни», мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его «Очерки и рассказы» (т. 1—3, 1898—99) вызвали небывалый отклик в России и за рубежом.

 Выразитель революционного подъёма рабочего класса, Горький уже в 90-е гг. развивал лучшие традиции реализма и романтизма 19 в. В реалистических рассказах о народе («Коновалов», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.) Горький изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости и — незрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Горького («Старуха Изергиль», 1895; «Песня о Соколе», 1899; «Песня о Буревестнике», 1901) с их пафосом «безумства храбрых» звали к революционному подвигу.

 Идейно-общественные искания привели Горького в конце 19 — начале 20 вв. к марксизму. Он солидаризируется с направлением ленинской «Искры», участвует в революционном движении. В прокламации (1901) о разгоне студенческой демонстрации Горький призывал к свержению царизма. По делу о подпольной типографии он был выслан в 1901 в Арзамас. В. И. Ленин в «Искре» протестовал против преследований «европейски знаменитого писателя...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 369).

 На рубеже 19—20 вв. в романах и пьесах Горького начинается формирование социалистического реализма. В романе «Фома Гордеев» (1899) Горький дал типичные характеры русской буржуазии, её идеологов (Яков Маякин) и отщепенцев (Фома), а из народной массы впервые выделил пролетариат. В романе «Трое» (1900) трагической участи бедняка Лунева, ставшего собственником, противопоставлен путь рабочего Грачева, нашедшего правду в социалистическом кружке. В 1899—1900 Горький знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, высоко ценившими его талант, сближается с Московским Художественным театром, поставившим его пьесы «Мещане» и «На дне». Вокруг издательства «Знание» Горький объединил демократических писателей-реалистов (А. Серафимович, А. Куприн, С. Скиталец, И. Бунин, В. Вересаев и др.).

 В годы революционного подъёма постановки пьес Горького стали общественным событием, вызывали демонстрации против царизма. В «Мещанах» (1901) русский рабочий впервые предстал как новый герой истории. В пьесе «На дне» (1902), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом на «дно» жизни людей, Горький показал вред христианского гуманизма, утешающей лжи. В монологе Сатина («На дне») и в философско-лирической поэме «Человек» (1903) Горький воспел величие человека, его творческий разум. В пьесах «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (обе — 1905) он осуждает омещанившуюся либо замкнувшуюся в сфере «чистой» науки интеллигенцию и призывает мастеров культуры творить для народа.

 Горький принял активное участие в революционных событиях 1905. За прокламацию 9 января 1905 с призывом свергнуть самодержавие был заключён в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 вступил в партию большевиков. Участвовал в организации первой большевистской легальной газеты «Новая жизнь», руководимой В. И. Лениным; 27 ноября 1905 в Петербурге впервые встретились Горький и Ленин. В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 в Москве Горький снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В начале 1906 по поручению партии Горький нелегально выехал в Америку, где, несмотря на травлю, агитировал в поддержку русской революции. Очерки и памфлеты Горького «В Америке» и «Мои интервью» (оба — 1906) разоблачали фальшь буржуазной демократии.

 В годы Революции 1905—07 Горький создал выдающиеся произведения социалистического реализма. В пьесе «Враги» (1906) он показал, как забастовочное движение пролетариата поднимается до политической борьбы, как растет в массах влияние большевиков. В романе «Мать» (1906) Горький впервые в литературе изобразил борьбу революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 присутствовал в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав «Мать» в рукописи, Ленин в беседе с Горьким отметил своевременность романа (см. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Переведённая на многие языки, «Мать» стала настольной книгой миллионов.

 В 1906—13 Горький жил в Италии, на о. Капри. В годы реакции он сблизился с группой «Вперёд».Ошибочное увлечение Горького «богостроительством» сказалось в повести «Исповедь» (1908). Ленин в письмах к Горькому подверг резкой критике «богостроительство», помог писателю укрепиться на марксистских позициях. Обличение самодержавно-полицейского порядка и показ разложения буржуазно-мещанского мира («Последние», 1908; «Васса Железнова», 1-я ред., 1910; «Городок Окуров», 1909) сочетались у Горького с утверждением революционных идей, проникающих в крестьянскую и мещанскую среду («Лето», 1909; «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910—11). Ленин высоко оценил «Сказки об Италии» (1911—13) (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 47), в которых Горький показал социалистические настроения итальянского пролетариата и восславил трудового человека. Верой в будущее придавленной народной массы пронизаны рассказы сборника «По Руси» (1912—16). В сатирических «Русских сказках» (1912 и 1917) Горький осмеивал черносотенство, шовинизм, «кладбищенскую литературу» декадентов. Лучшее в творчестве Горького 1910-х гг. — автобиографические повести «Детство» и «В людях» (опубликованы в 1913—16). В них с большой художественной силой запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества, к борьбе за свободу.

 В 1913 Горький вернулся в Россию. Сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», в журнале «Просвещение». Горький осудил начавшуюся в 1914 мировую войну. В 1915 основал антивоенный журнал «Летопись», руководил его литературным отделом. Политическая линия публицистического отдела журнала была противоречивой, на что указывал Ленин (см. там же, т. 49, с. 299—300).

 В период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции Горький недооценил организующую силу партии, революционного пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистической мелкособственнической стихии, что отразилось в публицистическом цикле «Несвоевременные мысли» (опубликован в 1917—18 в полуменьшевистской газете «Новая жизнь», которую Горький редактировал). Эта позиция Горького вызвала решительную критику Ленина, который помогал Горькому найти пути преодоления ошибок в самой революционной действительности. Впоследствии Горький не раз признавал правоту Ленина (см. М. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 24—27; т. 24, 1953, с. 343; т. 30,1956, с. 45, 301—02, и др.). В 1918—1921 Горький активно участвовал в строительстве социалистической культуры (организация издательства «Всемирная литература» и др.). В годы Гражданской войны и разрухи Горький помогал борьбе с голодом, беспризорностью, заботился об охране художественно-исторических ценностей, о быте учёных. В публицистических статьях 1919—20 призывал передовые силы мира к защите революции. 23 апреля 1920 на чествовании В. И. Ленина в связи с его 50-летием Горький говорил о значении грандиозной работы Ленина для человечества. В июле 1920 Горький присутствовал на 2-м конгрессе Коминтерна.

 Осенью 1921 из-за обострения туберкулёзного процесса Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия); в апреле 1924 поселился в Италии (Сорренто). За рубежом Горький организовал по поручению Ленина международную помощь голодающим Поволжья, выступал в защиту завоеваний Октября. Но некоторые заблуждения Горького (преувеличение опасности крестьянского анархизма, отвлечённый гуманизм) сказались в статьях 1922 («О русском крестьянстве», выступление против приговора по делу эсеров).

 В 1922 Горький написал повесть «Мои университеты» — 3-ю часть художественной автобиографии. В мемуарном очерке «В. И. Ленин» (1924—31) он с большой художественной силой воссоздал образ «Человека с большой буквы», передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс, который «прост, как правда». Горькому принадлежат также литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Б. Красина и др. В 1925 Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», в котором история трёх поколений буржуазной семьи дана на фоне русской общественной жизни от реформ 1861 до Октября. В 1928 и 1929 Горький приезжал в СССР; о своих поездках по стране написал очерки «По Союзу Советов» (1929). В 1931 возвратился на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн. Горький был организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), энергично содействовал развитию литературы народов СССР. Он создал и редактировал многие журналы и книжные серии («Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «История гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.).

 1930-е гг. — время нового расцвета драматургии Горького. Пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (1935, 2-я ред.) утверждали неизбежность гибели капитализма и победы социалистической революции.

 Крупным достижением социалистического реализма стало итоговое произведение Горького — монументальный роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925—36; 4-я часть не была завершена). В этой «...движущейся панораме десятилетий» (Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, 1964, с. 197) отразились исторические события сорока предоктябрьских лет русской жизни, острая идейно-общественная борьба эпохи. Главная тема романа — разоблачение «самгинщины», буржуазного индивидуализма. В «самгинщине» типизировано поведение той части буржуазной интеллигенции, которая на подъёмах революции «примыкала» к ней, а по существу предавала её. Большевик Степан Кутузов и др. революционеры в ходе идейной борьбы побеждают Самгина и ему подобных. Роман глубоко раскрывает противоречия действительности, показанной в её революционном развитии.

 Великий художник слова, Горький был и выдающимся литературным критиком, публицистом. Мысли Горького о роли труда, о значении фольклора для национальной культуры, о народности как источнике силы русской литературы, об активном гуманизме советской литературы вливались в русло исканий советской эстетики 1920 — начале 1930-х гг., завершившихся созданием теоретических основ социалистического реализма. Горький определял его как «...реализм людей, которые... перестраивают мир...», и считал главным его признаком способность отражать действительность в революционной перспективе, смотреть на прошлое «...с высоты... целей будущего» (статьи 1933 «О кочке и точке», «О социалистическом реализме», Собр. соч., т. 27,1953, с. 44, 12). Горький неустанно защищал права романтического начала в советском искусстве. Главной задачей советских писателей он считал воспитание нового, социалистического человека.

 Величие и мировое значение творчества Горького в том, что он выразил идеи и стремления русского революционного пролетариата, способствовал созданию социалистического общества и новой советской культуры. Творчество Горького оказывает большое влияние на советскую многонациональную и мировую литературу. Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Синь и др. прогрессивные писатели высоко оценили вклад Горького в искусство нового мира.

 Основополагающими являются высказывания В. И. Ленина о Горьком как пролетарском писателе, который «...крепко связал себя... с рабочим движением России и всего мира...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 153). Марксистская критика (В. В. Воровский, А. В. Луначарский, С. Г. Шаумян) ещё до Октября повела борьбу за верное понимание творчества Горького. Начало его изучению в советскую эпоху положили работы 20—30-х гг. (Луначарский, С. Д. Балухатый, И. А. Груздев, В. А. Десницкий, Н. К. Пиксанов и др.). В послевоенные годы горьковедение выделилось в специальную отрасль истории советской литературы.

 Горький похоронен 20 июня 1936 в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Его именем названы г. Нижний Новгород, МХАТ, Ленинградский Большой драматический театр и др. Созданы музеи Горького в Москве, г. Горьком, Казани, Куйбышеве, с. Мануйловке Полтавской области УССР.

Б.В. Михайловский.
Большая Советская Энциклопедия

Вход с паролем

 

Форум газеты Дуэль


 

Самое популярное